Marcel Carne

Марсель Карне (18.08.1909 - 31.10.1996) - режиссер.

Родился в семье краснодеревщика, работал страховым агентом. В 1928 ассистент оператора Ж. Периналя на съемках фильма "Новые господа" (Les Nouveaux Messieurs) Ж. Фейдера. Через год ассистент режиссера Р. Клера в фильме "Под крышами Парижа" (Sous Les Toits De Paris). В 1929 вместе с М. Санвуазеном создал любительский документальный фильм "Ножан — воскресное Эльдорадо" (Nogent·eldorado Du Dimanche). В начале 30-х годов снимал рекламу и выступал в качестве кинокритика. В 1933-1935 ассистент Ж. Фейдера в фильмах "Большая игра" (Le Grand Jeu, 1933), "Пансион Мимоза" (Pension Mimosas, 1934) и "Героическая кермесса" (La Kermesse Herodque,1935).

В 1936 дебютирует как режиссер картиной "Женни" (Jenny) по сценарию, предназначавшемуся для его учителя. В 1937 снимает комедию "Забавная драма" (Bizarre Bizarre/Drole De Drame) по С. Клаустону. Ее гротескно-ирреальная атмосфера наряду с блестящей игрой разных по классу и возрасту исполнителей (М. Симон, Ф. Розе, Л. Жуве, Ж. Л. Барро, Ж. П. Омон) и запоминающимися пластическими деталями свидетельствовали о появлении большого и своеобразного художника.

Лучшие работы Карне появляются в конце 30-х — начале 40-х годов, в период его сотрудничества с поэтом-сюрреалистом и кинодраматургом Жаком Превером. Начиная с 1938 направление, представленное фильмами Карне — Превера и названное последним "поэтическим реализмом", доминирует в кино Франции, выражая характерное для предвоенных лет ощущение конца эпохи, разочарование в обществе и бессилие личности перед лицом грядущих катаклизмов. Лишь бескорыстная любовь мужчины и женщины, соединенных на короткий миг случаем и тут же разделенных роком, пытается противостоять всеобщему падению и деградации, которое олицетворяют демонические персонажи. Нежность, психологизм, образность, с какими показывается эта любовь, сообщают удивительную достоверность условным сюжетам и персонажам лент "Набережная туманов" (Quai Des Brumes, 1938) и "Северный отель" (Hotel Du Nord, 1938), "День начинается" (Le Jour Se Leve, 1939). Символом пробуждения человеческого духа, метафорическим вызовом злу становится поставленный в годы оккупации фильм-легенда "Вечерние посетители" (Les Visiteurs Du Soir, 1942). А законченная накануне освобождения картина "Дети райка" (Les Enfants Du Paradis, 1944), при всей философской глубине и горечи размышлений о судьбе художника, чьи великие победы в искусстве оплачены трагедиями в его реальной жизни, звучит апофеозом человеческому таланту и красоте души.

После прокатной неудачи фильма "Врата ночи" (Les Portes De La Nuit, 1946) Карне и Превер расстаются. Разногласия с продюсерами оборачиваются простоем или необходимостью браться за случайные темы и слабые сценарии. Тем не менее в 50-е годы в активе Карне новаторский по драматургии фильм "Жюльетта, или Ключ к сновидениям" (Juliette Ou La Clef Des Songes, 1951), мастерская экранизация романа Э. Золя "Тереза Ракен" (The Adulteress, 1953), которая возвращает к центральному для режиссера конфликту между личностью и мещанским обществом, не способным понять индивидуальность. Режиссер пытался посмотреть беспристрастно на молодежь, отвергающую мир отцов и всякую мораль вообще, например, "Обманщики" (Les Tricheurs, 1958).

Не принятый поколением "новой волны", Карне стремится найти иные темы и заговорить на новом языке, но терпит неудачу. За редким исключением, например, "Убийцы во имя порядка" (Les Assasins De L"ordre, 1971) его работы не вписываются в современную эпоху. С 1979 — член Академии изящных искусств, с 1982 — член Французской академии киноискусства. В 1979 награжден почетным призом "Сезар", в 1982 — юбилейной премией на МКФ в Венеции.

Владимир Утилов "mediateka.km.ru"


Air de Paris, L' (DVD-PAL)

Air de Paris, L' (DVD-PAL)

Air de Paris,L' - 47008 -..

$9.99

Le Quai Des Brumes (DVD-PAL)

Le Quai Des Brumes (DVD-PAL)

Le Quai Des Brumes - 31775 -..

$9.99

Showing 1 to 2 of 2 (1 Pages)