Евгений С. Матвеев

Матвеев Евгений Семенович (08.03.1922 – 01.06.2003) - режиссер, сценарист, актер.

Родился в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Отец - Матвеев Семен Калинович. Мать - Коваленко Надежда Федоровна. Супруга - Матвеева Лидия Алексеевна (1925). Дочь - Матвеева Светлана (1947). Сын - Матвеев Андрей (1957). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Евгений Матвеев рано приобщился к нелегкому крестьянскому труду, мог выполнять любую крестьянскую работу; огромное уважение к человеку, который трудится на земле, сохранил на всю жизнь. Мальчишкой Женя уходил в поле, которому не было конца и края. Уходил потому, что испытывал огромную радость, оставаясь наедине с ним, слушая пение жаворонка. Там же, в поле с печалью думал о маме, которой досталась судьба одинокой женщины. Впечатления детства нередко были горькими, поэтому Женя всегда тянулся к чему-то светлому, радостному, веселому. Любил подражать пению разных птиц, вызывая добрые улыбки односельчан, любил петь, аккомпанируя себе на балалайке. В школе все называли его Женька-артист. В раннем детстве мальчик еще не знал, что на свете существуют театры и актеры, но бессознательно уже лицедействовал.

Из второго класса мальчика перевели сразу в четвертый - учителя заметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переехать в город, чтобы дать сыну образование. В городе Цюрюпинске он впервые увидел любительский спектакль и понял, что его место в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений стал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом.

В 9-м классе Евгений твердо решил бросить школу и отправиться в Херсон - ближайший областной центр, где была профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, 17-летний паренек уселся на баржу с арбузами и поплыл к своей мечте.

Шел 1939 год. В херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле "Бесталанна". Юноша, лихо, в такт музыки ударявший в бубен, даже не догадывался, что его отметил профессиональный взгляд Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему учиться в Киеве у А.Довженко, обещая свою поддержку. И Евгений выбрал Киев.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, он поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко, который учил своих студентом чуткости, внимательности к людям, но главное, конечно, - многосложному ремеслу актера.

Внезапно начавшаяся война разрушила все планы. Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг города. Навсегда в его памяти остались жуткий звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический ужас беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но судьба распорядилась иначе. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный делать что-либо спустя рукава, Матвеев и в училище был отличником. И... как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.

Преподавая военную науку, он не забывал и о своей гражданской привязанности. Вскоре одаренного молодого офицера узнал весь город, - как одаренного актера. Пришел и первый успех - первое место на конкурсе чтецов Сибирского военного округа.

В 1946г., демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра, которым руководил в те годы очень интересный режиссер Д.Бархатов. Жизнь провинциальных театров всегда сложна - небольшая труппа, частые премьеры, постоянные выезды со спектаклями в отдаленные районы. Однако многие актеры, прошедшие школу периферийных театров, справедливо полагают, что нигде больше нет таких возможностей переиграть великое множество самых разных ролей, испытать себя в самых разных амплуа.

Евгений Матвеев был обречен на роли "героев". Высокий, красивый, мужественный, обаятельный, эмоциональный - все это делало игру актера заразительной. Успех не заставил себя долго ждать. За исполнение роли Боровского в спектакле "За тех, кто в море" по пьесе Б.Лавренева он получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве.

Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но Евгений Матвеев остановил свой выбор на Новосибирском "Красном факеле", который не без оснований считали "сибирским МХАТом". В нем была прекрасная труппа и великолепная режиссура. В Новосибирске началась настоящая серьезная профессиональная учеба Матвеева. Здесь молодой актер впервые соприкоснулся с учением К.С.Станиславского. Наставники Матвеева серьезно заботились о творческом росте молодого актера. Именно в "Красном факеле" стремились раскрыть его внутреннюю индивидуальность.

На сцене театра Е.С.Матвеев играл много и успешно. Самый большой успех выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле "Вей, ветерок!". Эта постановка стала важной вехой на творческом пути актера. В 1951 году "Красный факел" показал этот спектакль во время гастролей в Ленинграде. И вновь Матвеев получил приглашение сразу в несколько московских и ленинградских театров. На этот раз он принял предложение старейшего коллектива страны - Малого театра, и в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме А.Н.Островского "Без вины виноватые". Желание совершенствоваться приводит Евгения Матвеева в творческую лабораторию М.Н.Кедрова, организованную при Всероссийском театральном обществе.

В 1958 году Евгений Матвеев был удостоен своего первого почетного звания - "Заслуженный артист РСФСР".

Еще будучи актером театра Евгений Матвеев стремился к самому массовому виду искусства - кинематографу. Возможность выйти на многомиллионную аудиторию, усилить свой голос невиданным по мощность "рупором" - это было его мечтой. И в 1955 году его мечта стала осуществляться. К концу 50-х годов его послужной список в кино насчитывал уже несколько ролей.

Конец 50-х - начало 60-х годов - очень насыщенный период в творческой биографии Е.Матвеева. За короткое время в Малом театре состоялось одиннадцать премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов.

С юности одним из любимых героев, которого мечтал сыграть актер, был Макар Нагульнов из шолоховской "Поднятой целины". Легко представить себе состояние актера, когда из Ленинграда пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма "Поднятая целина". Но встреча с режиссером картины А.Ивановым подействовала на Матвеева как ушат холодной воды. Ему предлагалась роль вовсе не Нагульного, а Давыдова. И все-таки Матвеев упросил режиссера хотя бы попробовать его в роли Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвеев - и есть Нагульнов. Так произошла встреча артиста и роли, которая стала не только одной из самых удачных, запоминающихся и лучших работ актера, но и подлинным событием в советском кинематографе, классикой отечественного кино.

Во время съемок "Поднятой целины" он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся. Долгие два года Евгений Матвеев был прикован к постели. Давно "тайно" заболевший режиссурой, он обложился книгами, занимался теорией режиссуры, мечтал о полноценной творческой работе, его "экраном" стал потолок, на котором он мысленно просматривал свои будущие фильмы. Искусство не позволяло ему поддаваться панике и унынию. Именно тогда он дал себе слово стать на ноги, и под натиском его воли к жизни и страсти к профессии болезнь отступила.

Режиссерским дебютом Е.С.Матвеева стал фильм "Цыган", поставленный по повести А.Калинина. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную роль, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера.

Замечательные актерские и режиссерские достижения Матвеева оцениваются по заслугам: зрители неоднократно называли его лучшим актером года; картина "Почтовый роман" получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля, как лучший историко-революционный фильм; дилогия "Любовь земная" и "Судьба" приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; за исполнения главной роли в дилогии "Высокое звание" он становится обладателем Золотой медали им.А.П.Довженко; за роль Пугачева в фильме "Емельян Пугачев" его признают лучшим исполнителем мужской роли на 16-м Международном кинофестивале в Чехословакии; фильм "Победа" получает специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны на 18-м Всесоюзном кинофестивале; за роль в фильме "Любить по-русски" Е.Матвеев удостоен приза за лучшую мужскую роль на 12-м Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.

Еще одна сторона творческой жизни Евгения Матвеева - его педагогическая деятельность. В течение нескольких лет он - профессор Всесоюзного государственного института кинематографии, был руководителем Азербайджанской актерской мастерской.

Евгений Матвеев является членом правления Союза кинематографистов России и членом правления Международного детектив-клуба.
Е.С.Матвеев - Народный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

"biograph.comstar.ru"

There is no product that matches the search criteria.