Мария Капнист

Капнист Мария Ростиславна (1914 - 1996), актриса.

Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы Советской власти она потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Вместо этого в ее биографию были вписаны 20 лет каторжных работ в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, потеря былой женской красоты и самоотречение от единственной на всю жизнь любви. Она выстрадала столько, что любой другой человек на её месте сломался бы, не дождавшись счастливого часа правосудия. Мария Капнист выдержала все испытания. Выдержала и нашла в себе силы заняться любимым делом.

Она пришла в кино.

О таком типаже давно мечтали наши режиссёры. Её облик, её талант позволяли наиболее убедительно создавать образы таинственных старух с загадочным прошлым, будь то элегантные графини или мистические ведьмы. Актрису умоляли приехать на съёмки за сотни километров ради двадцати секунд экранного времени, так как только она, появившись в кадре, могла создать необходимый эффект. После фильма "Руслан и Людмила", принесшего Марии Капнист настоящий успех, её стали приглашать на большие роли в картины "Бронзовая птица", "Старая крепость", "Шанс", "Янки при дворе короля Артура", "Дикая охота короля Стаха", "Ведьма". Но главным смыслом последних лет её жизни стала попытка вернуть Украине память о славном роде Капнистов.

На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов. Это были греки - борцы против турецкого неволья. Особенной храбростью и героизмом в боях за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому и был пожалован в 1702 году графский титул из рук самого правителя Венецианской республики Алоизия Мачениги. На гербе было написано: "В огне непоколебимые". Внук Стомателло, Пётр Христофорович, воевал с турками на стороне российского императора Петра 1, осел на Украине и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на "Капнист", прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги царица Елизавета "высочайше пожаловала" Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине. Там у него родилось шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом.

Василию было 9 лет, когда погиб отец – на родину привезли лишь его правую руку с фамильным перстнем и стиснутой саблей - подарком Елизаветы Петровны. По легенде, матерью поэта была не жена Василия Петровича, а крымская турчанка, красавица Сальма. Она не смогла перенести смерти любимого, и, отдав ребенка жене Капниста, бросилась со скалы в море. Отец Сальмы, сходя с ума от горя, проклял род Капнистов до седьмого колена.

Славу рода Капнистов продолжил Василий Васильевич. В период службы в Преображенском полку он подружился с поэтом Гаврилой Державиным, и вместе они организовали один из первых литературных кружков, настроенных против самодержавной политики Екатерины II. Выступая против крепостного права, Капнист писал едкие сатирические поэмы, стихи, оды. Среди тех, кого Василий Капнист благословил "на литературные подвиги" был и Николай Васильевич Гоголь.

Каждый из рода Капнистов имел много детей, отсюда их родственная связь со многими "благородными" фамилиями. Среди них следует выделить род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. В XVII веке турки и татары называли его "урус-шайтаном" – из 55 великих битв он не проиграл ни одной. Спустя три столетия в Петербурге обвенчались граф Ростислав Ростиславович Капнист и прапраправнучка Ивана Сирко Анастасия Дмитриевна Байдак. 22 марта 1914 года родилась у них дочка Маша.

Жила семья в шикарном доме на Английской набережной. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Фёдор Шаляпин, безумно влюблённый в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей "дамы сердца", целовал ручки и сыпал комплиментами. Обратил внимание Шаляпин и на юную Мирочку – он давал ей уроки вокала и хвалил её первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда...

Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесёт что-то новое, свежее в жизнь страны. Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения, мог перевозить из-за границы большевистскую "Искру". Но жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак.

Отца Мирочка боготворила. Когда в 1920 году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах - не идёт ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: "Ну что ты, маленькая? Волновалась? Зря. Всё же хорошо, я дома".

А однажды ни с того, ни с сего на столе лопнул стакан. Сам рассыпался на мелкие кусочки, будто кто его ударил. И отец не вернулся. Его вместе с другими "ненадёжными" арестовали и кинули в тюрьму. Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца.

Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го. Не выдержав смерти отца, умерла старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили её тётю. Один из "палачей" указал своему напарнику на девочку: "Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели её!" Но она уже все порядки знала и отчаянно закричала: "Вы не можете! У вас нет приказа!"

В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для неё встречи. Первая - с другом детства Георгием Холодовским, женихом её покойной сестры Лизы. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча - с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодёжь Ленинграда и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов, и, встретившись с её младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюблённым во всех бытовых и прочих вопросах.

А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди "неблагонадёжных элементов" оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала её из Ленинграда в Киев, из Киева - в Батуми, а в промежутках - за решётку. В начале 1941 года "за антисоветскую пропаганду и агитацию" Марии дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало.

Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы. В Карлаге заключённые делали саманные кирпичи - это была изнурительная работа в невыносимой жаре. Затем был Джезказган, добыча угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. Нестерпимо болели руки, ноги, спины. Мария Ростиславовна была бригадиром. Выжить в этих страшных условиях помогал лишь её любимый, Георгий Холодовский. Где бы она не была, он находил её и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая от голода и цинги.

На лесоповалах в Сибири она родила дочку Раду. Отцом её стал один инженер, безумно влюблённый в Марию Ростиславовну. Как-то в степи, где женщины пасли овец, случился пожар. Он кинулся в огонь и спас свою возлюбленную. Рождение дочери было наградой за его подвиг. Но выйти замуж Капнист не согласилась - её сердце было отдано Георгию.

Растить ребёнка в таких условиях было крайне тяжело. Поставив Раду на ноги, Мария Ростиславовна пошла на мужские работы, чтобы иметь возможность её кормить и одевать. Но однажды, заметив, что дочь плачет каждый раз, когда её ведут в детский сад, она заподозрила неладное. Спряталась за дверь и увидела, как воспитательница била Раду по личику, щипала, трясла и кричала: "Я выбью из тебя врага народа!" Мария Ростиславовна вбежала в комнату и избила воспитательницу так, что ту забрали в больницу. Забрали и Капнист, с тем, чтобы отправить куда-нибудь подальше по этапу. Чтобы это предотвратить, Мария Ростиславовна спрыгнула со второго этажа и сломала ногу, а, вылечившись, устроилась работать на пристань.

А потом Раду отдали в детский дом. Мария Ростиславовна уговорила лагерную подругу, которая уже выходила на волю, разыскать Раду и быть рядом с нею. Встретиться мать и дочь смогли нескоро. А когда встретились, Рада долго не могла её признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а, появившись, она оказалась немолодой, некрасивой, истощённой и физически и психически. Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всём разобралась и привязалась к Марии Ростиславовне уже навсегда.

В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту скорбную весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс. Ее назвали фашисткой и оставили ещё на неопределённый срок поселенкой. Приговор и все последующие решения по ее делу отменили лишь в 1958 году.

Актриса едет в Москву на встречу с Георгием. На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Седая, высохшая, испещренная морщинами женщина. Она сразу увидела Георгия - годы не изменили его. Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на неё... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: "Вас не встретили, и я не встретил". И пошёл. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту.

Обернувшись и вглядевшись в её полные слёз глаза, Георгий отшатнулся. Ужас, боль, страдание - всё разом отразилось в его облике. "Боже! Что они с тобой сделали!" - простонал он. А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав её, Георгий услышал: "Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоём лице".

Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека.

В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссёром Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине "Таврия". Поначалу актрисе было несколько жутковато - впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. На неё обратили внимание многие режиссёры киностудии имени Довженко, приняли в свой штат. Потянулась чреда небольших, но запоминающихся ролей в фильмах "Олеся", "Вера. Надежда. Любовь", "Дорогой ценой", "Мы, двое мужчин", "Циркачонок".


Переломной стала для Капнист роль ведьмы Наины в киносказке Александра Птушко "Руслан и Людмила". Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными, в частности - с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним "познакомиться", войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего - ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Годы лагерей напрочь выбили из неё страх и слёзы. Она даже разучилась плакать.

Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но умер сразу после премьеры "Руслана и Людмилы". Зато образ ведьмы надолго "прилип" к образу самой актрисы. Как-то направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала: "Ведьма, ведьма..."

"Ах, вы считаете меня ведьмой, - подумала Мария Ростиславовна. - Ну что ж, сейчас вы её получите". Дома она связала в одну длинную верёвку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она, как ни в чём не бывало, вновь вошла в подъезд. Старухи сначала оцепенели, а потом разбежались. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: "Баба Яга. Ха-ха-хи-и-и".

Многие считали её женщиной "не от мира сего". За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В её огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то её боялся, кто-то боготворил. Но мало кто знал, что в далёких и страшных шахтах Караганды она, не задумываясь, бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или, другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем - писателем Даниилом Фибихом.

Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина. Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью. Но, что забавно, на рубеже 60-х-70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда. Воздушные пёстрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов - этим она ещё больше восхищала одних и раздражала других.

Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У неё собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Тут же на лай собаки из глубины двора прибежал хозяин дома. Капнист тоненьким голоском школярки начала оправдываться: "Вы меня не ругайте! У Вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала..." Она не играла, у неё действительно до старости оставался "молодой" голос. Таджик не мог разглядеть лица своей новой знакомой, но, положив руку на ее тонкую талию, тут же предложил ей выйти за него замуж: "Дэвушка, будьтэ мой седмой жэна!.." Мария Ростиславовна не растерялась и поинтересовалась, как на это посмотрят его первые жены. "Первый жэна слэдит за порядком, второй – убирается, шьёт..." - "Хорошо, а что ж я у Вас делать буду?" - спрашивает Капнист. "А Вы толка будэте ля-ля, ля-ля..." Подводит её под свет фонаря, разворачивает к себе лицом и падает в обморок.

Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, её возмущению не было предела: "Вы что? Я не могу без своей работы! Она так долго была отнята от меня!" Под конец 80-х Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: "Шанс", "Прощай, шпана Замоскворецкая", "История одной бильярдной команды", "Искусство жить в Одессе", "Белые одежды"... Был создан документальный фильм "Три песни Марии Капнист", посвящённый её жизни и творчеству. Её обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова. Она была частой гостьей в своём родовом имении - в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист. Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила. А главное - она добилась возвращения Украине имени одного из своих славных предков - В.В.Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Энергии и неугомонности этой немолодой женщины можно было позавидовать.

Не сиделось ей дома и в тот тёплый октябрьский вечер 1993 года, когда Мария Ростиславовна зашла в Дом кино и, не обнаружив в программе никакого фильма, отправилась на киностудию. Обойдя все коридоры, поговорив с коллегами и работниками студии, она собрала букет опавших осенних листьев и, напевая под нос песенку, пошла домой. Было уже темно, и Мария Ростиславовна не сразу заметила выскочившую из-за поворота машину... Она не дожила лишь нескольких месяцев до своего 80-летия.

Когда-то, ещё в Карагандинском лагере, Марии Капнист приснился сон, будто вышла она на дорогу, на которой лежит мешок с зерном, а вокруг стоят люди и не знают, что с ним делать. Подобрала она мешок, взвалила его на плечи и раздала зерно людям. Подумалось ей тогда, что сон этот вещий, что творить добро - это высшее предназначение на земле. В этом - смысл жизни, в этом - спасение. Много лет прошло, но сколько людей помнят доброту необыкновенной женщины.

"Каждое мгновение прожитой жизни неповторимо, неоценимо. И хотя жизнь дала мне немало трудных испытаний - не жалуюсь на свою судьбу. Давать силу другим - вот наибольшая радость жития. Будьте добрыми. Помните, что наилучшее дело на земле - творить добро". Эти строки принадлежат Марии Ростиславовне Капнист. Наверное, их можно назвать завещанием талантливой актрисы, сильной и мудрой женщины.

Сергей Капков "actors.km.ru"


Olesya (based on a novelette by Aleksandr Kuprin) (subtitles) (DVD-NTSC)

Olesya (based on a novelette by Aleksandr Kuprin) (subtitles) (DVD-NTSC)

Drama based on the book by Aleksandr Kuprin. A young man from the city falls in love with a girl fro..

$14.99

Ruslan i Lyudmila (film Aleksandra Ptushko) (DVD-NTSC)

Ruslan i Lyudmila (film Aleksandra Ptushko) (DVD-NTSC)

The film is based on Alexander Pushkin poem, which happens to be one of the most poetic and beautifu..

$15.99

SHans (DVD-PAL)

SHans (DVD-PAL)

SHans - 52047 -..

$14.99

Proschay, shpana zamoskvoretskaya... (VHS)

Proschay, shpana zamoskvoretskaya... (VHS)

Proschay,shpana zamoskvoretskaya... (VHS) - 33835 -..

$11.99

SHans (VHS)

SHans (VHS)

SHans (VHS) - 24185 -..

$9.99

Showing 1 to 10 of 10 (1 Pages)