Maris Liepa

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович (27.07.1936 - 26.3.1989) - артист балета.

Родился в Риге, столице Латвии. Его отец, Эдуард Лиепа, работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. Марис в детстве часто болел, и, по совету друга отца (директора балетной студии), в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.

В училище педагогом Лиепы стал В. Блинов, в прошлом характерный танцовщик, и его ученику Лиепе тоже прочили карьеру характерного танцовщика. В апреле 1950 г. на всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Марис впервые выступил в Москве. Из четырех номеров, показанных Рижским хореографическим училищем на конференции, в трех участвовал Лиепа.

Занятия в училище Марис сочетал с активными занятиями спортом, был неоднократным чемпионом Латвии по плаванью. На соревнованиях по плаванью он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги способствовали переводу перспективного ученика Рижского училища в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 г.: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н. Легата.

Также как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ "Щелкунчик", а к выпускному концерту подготовил классические номера - па-де-де из балета "Дон Кихот" и партию Солора в акте "Тени" из "Баядерки". Это решило его дальнейшую судьбу – после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.

В 1955 г. Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. За год работы в Государственном театре оперы и балеты Латвийской ССР он станцевал несколько сольных партий, в том числе па-д`эсклав из "Корсара" и гран-па из "Раймонды". В партии Тотса его увидела М. Плисецкая, и по возвращении в Ригу М. Лиепа получил неожиданное приглашение принять участие в ее гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в "Лебедином озере" (редакция Горского – Мессерера). Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 г. прошел удачно, большим успехом пользовался и станцованный в тот же приезд Вацлав в "Бахчисарайском фонтане" Р. Захарова.

По возвращении в Ригу Лиепа получил партию Зигфрида в "Лебедином озере", возобновленном в канонической редакции Иванова-Петипа. Это была последняя партия, исполненная Лиепой в составе Латвийского государственного театра оперы и балета: летом 1956 г. Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы – Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

Сезон 1956-57 гг. для танцовщика стал самым продуктивным из четырех сезонов в Музыкальном театре - Лиепа станцевал еще три новых партии. В 1957 г. Лиепа участвовал в конкурсе классического и характерного танца в программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и получил Золотую медаль.

Летом 1960 г. Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу. После гастролей в Польше в 1960 г. Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-61 гг. в партии Базиля в "Дон Кихоте" состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра.

В 1961 г. Лиепа подготовил и новые партии в классическом и современном репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в "Лебедином озере" в знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского – Мессерера, а второй - Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за нее Лиепа впоследствии получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского.
В этом же году Леонидом Лавровским впервые "на Лиепу" был поставлен балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный мандарин", в которой Марис станцевал партию Юноши.За роль Спартака артист был удостоен памятной медали имени К. С. Станиславского. До сих пор Лиепа остался единственным обладателем этой награды среди артистов балета.

Вскоре у Лиепы и его первой жены, артистки Московского театра драмы имени А.С. Пушкина Маргариты Жигуновой, родился сын Андрис, а в 1963 году – дочь Илзе. Позднее второй женой Лиепы стала балерина Большого театра Нина Семизорова.

963 г. стал для Лиепы началом педагогической деятельности (танцовщику исполнилось 27 лет) – он взял мужской класс в Московском хореографическом училище, и началом творческой деятельности вне театра: именно в 1963 г. Лиепа впервые подготовил свой творческий вечер, прошедший на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского.

С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 г. нового главного балетмейстера – Ю.Н. Григоровича. В 1965 г. Григорович перенес из Кировского в Большой театр свою знаменитую постановку "Легенды о любви". В этом спектакле Лиепа создал одну из своих лучших ролей в советском репертуаре – Ферхада.В течение шести лет артист занимается восстановлением легендарного фокинского балета "Виденье розы", премьера которого состоялась в 1966 г. на Кубе, а Большом театре спектакль включен в репертуар с 1967 г.

"Звездным" стал в биографии Лиепы стал 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Ю. Григоровичем специально для Лиепы. В 1970 г. за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства – Ленинская премия.В 1969 г. Лиепа снялся в роли Гамлета в одноименном телебалете "Гамлет" на музыку Шостаковича (хореография В. Камкова).

Конец 60-х – начало 70-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание. В 1971 г. Марис Лиепа был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награжден премией Вацлава Нижинского.

В начале 70-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Новые роли на сцене театра после 1970 г. Лиепа получает только в балетах других балетмейстеров, а "лицо" Большого театра по-прежнему определяют постановки Григоровича.

В 1976 г. Марис Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра "Спартак" в роли Красса.В этом же году Лиепа был удостоен почетного звания народного артиста СССР.Лиепа вместе с Е. Максимовой снялся в популярном телебалете "Галатея" (хореография Д. Брянцева) в роли профессора Хиггинса. За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.

В 1977 г. Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре.Низкая занятость в текущем репертуаре Большого театра привела Лиепу к необходимости поиска нового репертуара вне театра. В 1977 - 79 гг. Лиепа подготовил и провел свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия".

После опубликованной в 1979 г. в газете "Правда" статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Ю. Григоровичем около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра.

В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана. Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 г. состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

Уход из Большого театра не стал концом балетной и артистической карьеры Мариса. И в период работы в Большом театре, и после ухода он вел обширную творческую деятельность за пределами театра.С 1963 по 1980 г. Лиепа преподавал в Московском хореографическом училище, выпустил один мужской класс (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Б. Акимов), затем вел класс поддержки.
Артист активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев.Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы.

В 70-80 годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино - в телефильме "В одном микрорайоне", кинофильмах: "Могила льва", "Детство Бемби" и "Отрочество Бемби", "Лермонтов", "Четвертый" (для которого поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму "Музыка ко дню рождению".

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги "Я хочу танцевать 100 лет" (1980 г.) и "Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа" (1986 г.). Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством - в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова.

В 1983-85 годах по приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил 2 балета - "Дон Кихот" и "Спящую красавицу". В 1985 г. болгарский балет отпраздновал 30-летие творческой деятельности Мариса Лиепы. В 1989 г. Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором. Но 26 марта 1989 г. Марис Лиепа умер от инфаркта, а укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в "Фестиваль-балет" под руководством Сергея Радченко.

"ballet.classical.ru"


Minkus - Don Quixote - Bolshoi ballet (DVD-NTSC)

Minkus - Don Quixote - Bolshoi ballet (DVD-NTSC)

Minkus - Don Quixote - Bolshoi ballet - 45473 -..

$34.99

Bembi's Youth (DVD-NTSC)

Bembi's Youth (DVD-NTSC)

The second part of a two-film adaptation (“Bembi’s Childhood”, “Bembi’s Youth”) of Felix Salten’s fa..

$17.99

Goluboy ogonek 1965 (DVD-PAL)

Goluboy ogonek 1965 (DVD-PAL)

Goluboy ogonek 1965 - 41773 -..

$34.99

Nina Ananiashvili & International Stars, Vol. 2 (DVD-NTSC)

Nina Ananiashvili & International Stars, Vol. 2 (DVD-NTSC)

4242In 1993, Nina Ananiashvili returned to Japan for another Gala Concert, featuring Pas de Quatre, ..

$39.99

Plisetskaya Dances (DVD-NTSC)

Plisetskaya Dances (DVD-NTSC)

The DVD is featured by original recording of the ballet and NOT digitally re-masteredMaya Plisetskay..

$34.99

Showing 1 to 11 of 11 (1 Pages)